Игра Joint Strike Fighter

 : Стратегии :  : Action :  : Симуляторы :  : Ролевые : 
Joint Strike Fighter

Разработчики

Издатель:

Требования

Рекоммендуемые: P-133, 16 Mb Ram, 4 Mb Video, Win`9х
содержание :: назад
Случилось так, что ко мне одновременно попали два авиасимулятора, отстоящие друг от друга на столетие. Не по времени выпуска, конечно, а по времени действия: Red Baron II посвящен Первой мировой войне (статью о нем вы тоже можете прочитать в этом номере), а Joint Strike Fighter - вооруженным конфликтам второго десятилетия XXI века. Что называется, почувствуйте разницу.

Разница и впрямь ощутимая. Пересев из-за рычагов фанерного биплана в кабину сверхзвукового истребителя, поначалу просто удивляешься, за что современным летчикам зарплату платят. Самолет поразительно устойчив в воздухе, слушается легчайшего движения рулей, и даже если вы сами захотите разбиться, умная электроника не даст вам это сделать, изменив курс при снижении ниже критической высоты (разумеется, если у вас все в порядке со скоростью и если убраны шасси - иначе вам никогда не удалось бы сесть).
Чувствительность управления можно регулировать (управлять, кстати, можно как мышкой, так и клавиатурой, не говоря уже о джойстике). Автопилот умеет синхронизироваться по скорости с воздушной целью, а также вести самолет по заданному маршруту на любой скорости и высоте (в том числе можно идти на бреющем полете, повторяя все неровности местности, что весьма полезно в зоне активности вражеских радаров; впрочем, высокую скорость в этом случае лучше не ставить). Цели засекаются на расстоянии многих миль, а когда цель захвачена, услужливая автоматика еще и подсказывает голосом: "Shoot... Shoot..." - стреляй, дескать, Глеб Егорыч, уйдут! (И впрямь, отнюдь не каждая ракета попадает в цель.) Самое странное, что и посадка не представляет собой никаких сложностей.
И вот тут возникает у меня сомнение - действительно ли самолеты Boeing X-32 и Lockheed Martin X-35B так легки в управлении, или мы имеем дело с недостаточным реализмом физической модели. Я вполне верю, что подобный самолет может спокойно лететь "на боку", то есть с креном в 90 градусов, не только не падая, но и практически не отклоняясь от прямой - ведь в таком летательном аппарате едва ли не больше от ракеты, чем от старого доброго аэроплана. Но труднее поверить в то, что на околозвуковой скорости можно безболезненно выпускать закрылки или в то, что при посадке можно съехать с полосы и спокойно катить себе по кочкам и ухабам. Тем более странно наблюдать, как самолет, чья аэродинамика рассчитана на сверхзвуковые скорости, с выключенным двигателем спокойно себе планирует этак на 120 милях в час, вместо того чтобы сорваться в штопор или по крайней мере завалиться носом вниз.Кстати, о физической модели - я как-то не заметил особой разницы между двумя доступными игроку типами самолетов. Ну, слегка отличается максимальная скорость, количество топлива и грузоподъемность, да и то это видно в основном по цифрам спецификаций, шкурой, что называется, этого не чувствуешь. Может, конечно, так и должно быть - это старые аэропланы имели каждый свой норов, а чем машина совершеннее, тем менее индивидуально ее поведение... Недаром же Пентагон еще не решил, какой из самолетов станет основным для US Air Forces в 2010 году.

Играть можно в двух режимах: dogfighting ("пока не убьют/пока не надоест") или кампания. Для кампаний имеются 4 сценария, причем проходить их можно одновременно; каждому соответствует свой уровень сложности, от easy до very hard. Что меня ностальгически порадовало, так это сюжеты самого легкого и самого сложного сценариев: даже и не поймешь, какой год на дворе - 2010 или 1980... Судите сами - вторжение советских войск в Афганистан, а потом и в Северную Европу... полеты над Кольским полуостровом... не какие-нибудь там надоевшие сепаратисты, а самая настоящая регулярная Красная Армия... А и в самом деле, чего еще ждать от этих русских? У них за ближайшие 10 лет власть еще 10 раз поменяться может... Так что не теряют бдительности в Innerloop и Eidos. Молодцы! Истинные защитники Свободного Мира! Ну а в промежутках между спасением цивилизации от русских агрессоров можно размяться более обычными для современных симуляторов кампаниями - позащищать южных корейцев от северных и поусмирять обнаглевшую колумбийскую наркомафию.
Вообще говоря, термин "сценарии" здесь достаточно условен. Привычной последовательности миссий нет; Joint Strike Fighter предоставляет игроку необычную свободу, вносящую в игру элемент стратегии. Есть карта и набор primary и secondary целей, а все миссии вы планируете самостоятельно. Враг, как положено, не дремлет, так что пока вы гоняетесь в горах за какой-нибудь автоколонной, у вражеского штаба успеют установить новую систему противовоздушной обороны. А если вы решите сначала атаковать штаб, колонна, везущая не что-нибудь, а ракеты, тем временем может достигнуть цели...
Ну и, естественно, помимо основных целей, на земле и в воздухе попадается масса всего такого, что просто мешает вам жить, в прямом смысле. Кстати говоря, враги в разных кампаниях разные, а изучить их повадки - по крайней мере тех, что летают - вы можете в dogfighting'е. Помимо маршрута и целей, перед полетом вы выбираете вооружение своего самолета и самолеты вашего звена (их максимум 3, помимо вашего). Кстати, команд своим подчиненным можно отдавать довольно много, но всех потребностей они не покрывают - к примеру, нет команды "прикрой меня".

Но главная идейная изюминка, на мой взгляд, вовсе не в планировании собственных миссий. Мы привыкли, что во всех авиасимуляторах при катапультировании нам в лучшем случае дадут посмотреть на спускающуюся на парашюте фигурку, и на этом все кончится. В Joint Strike Fighter это не так! Жизнь не кончается с катапультированием - значит, не кончается и игра. Вы спускаетесь на парашюте, управляя им, а после приземления продолжаете путь пешком. Вы можете ходить, крутить головой в любом направлении, прыгать, даже стрелять из автомата (боезапас кончается) и уничтожать стоящую на земле технику - правда, больше никого, подходящего на роль мишени, я так и не встретил. Чего вы категорически не умеете, так это плавать - попадание в воду означает мгновенную смерть.
О полноценном 3D-action, правда, речь пока что не идет. Во-первых, даже после приземления в центре вражеского города не с кем воевать, а во-вторых, полно глюков, самый очевидный из которых - хождение сквозь любые наземные объекты (по этой же причине, кстати, нельзя приземлиться на палубу корабля - это расценивается как падение в воду с вышеописанными последствиями). Да и добраться куда-либо, не имея ни карты, ни компаса, проблематично. Но сама по себе идея замечательная и заслуживающая всестороннего развития. Надо думать, скоро мы увидим симулятор, в котором можно будет не только прогуляться пешком по земле, подойти к самолету и пострелять в него, но и сесть в кабину и вновь подняться в воздух... да и чем хуже наземная техника - до базы куда сподручнее добираться на угнанном джипе, чем на своих двоих...
При первом взгляде на Joint Strike Fighter я подумал: "О! Наконец-то игрушка, чья графика затмевает Comanche 3!" Дальнейшее показало, что это все же не так. Кое в чем Joint Strike Fighter действительно превосходит Comanche - даже вблизи вы не заметите никаких квадратов, никаких углов и зубчатых гребней холмов; рельеф выглядит просто безукоризненно плавно. Но скоро вы замечаете его неестественность. Однообразные одноцветные холмы, на которых практически правильными рядами растут одинаковые деревья или кусты, встречают вас и в джунглях, и в северных лесах, и в афганской пустыне (разве что в пустыне эти самые кусты встречаются значительно реже, зато в джунглях расстояния между деревьями такие же большие, как в тайге, что, конечно, не имеет ничего общего с реальностью.) Попадаются покрытые снегом горы, но это на самом деле все те же холмы. Яркость меняется от ближних планов к дальним и от зенита к горизонту, но, что неприятно, меняется она ступенчато, так что можно различить концентрические полосы; особенно они заметны на небе или на море. По морю ходят волны, правда, заметить это достаточно трудно.
Наземные объекты прорисованы уже не столь тщательно и хорошо смотрятся только на расстоянии. Вблизи же сферы становятся слишком уж грубыми многогранниками, а точки - квадратами. Зато что радует, так это большие города с сотнями домов, каждый из которых - отдельный трехмерный объект.

Техника тоже весьма неплоха, особенно самолеты. Как и в Comanche, в прозрачной кабине можно разглядеть фигуру пилота (правда, не заметно, чтобы она двигалась) и светящиеся индикаторы приборной панели. Плавно выходят и убираются шасси, открывается бомболюк (правда, отверстия при этом не появляется, лишь расходятся крышки). Видно, как поворачиваются рули. Здорово смотрится разгорающееся в сопле двигателя пламя, когда включаете форсаж.
Ракеты под крыльями отображаются в полном соответствии с их типами и количеством (правда, при их отрисовке не обходится без глюков - под некоторыми углами ракеты оказываются поверх крыльев, а не под ними). Свою машину, союзников и противников вы можете рассматривать с поворачиваемых и масштабируемых внешних видов (кстати, после катапультирования такая возможность сохраняется). Приборов в современном истребителе, как известно, более чем достаточно, поэтому одновременно любоваться пейзажем и всей приборной панелью проблематично.
Как и настоящий летчик, в режиме virtual cockpit вы можете крутить головой, глядя то вперед, то на приборы, то и вовсе вбок или назад; при этом, если цель захвачена и находится в поле зрения, вы можете автоматически следить за ней (такая же возможность есть в том же Red Baron II, но здесь при этом не ухудшается качество отображения cockpit'а - и так, впрочем, не блестящее.) Хотя (в отличие, скажем, от Flight Unlimited II) все данные на приборной панели при этом реальны и видны, они все же мелковаты, и если вы хотите рассмотреть показания приборов получше, а тем паче понажимать кнопки, изменяющие содержимое экранов и режимы полета, к вашим услугам клавиши keypad'a, позволяющие лазить по отдельным секциям пульта. Кстати говоря, разобраться в бесчисленных сокращениях приборной панели непросто, а on-line help'a в игре, увы, нет. Нажимать кнопки можно как с клавиатуры, так и мышкой, но тут имеется неприятный глюк: если при этом мышь выбрана у вас, как устройство управления, то всякое ее перемещение, в том числе и по клавишам пульта, приводит к поворотам самолета.

Разрушения сделаны средненько. Взрывы покрасивей, чем в Comanche, то все равно ненатуральные, а обломки от них остаются уж больно примитивные. Если самолет не взрывается сразу (ракеты уничтожают цель с одного-двух раз, а вот из пушки требуется несколько попаданий), у него начинает гореть и дымить сначала один, потом другой двигатель, причем смотрится это не очень эффектно; возможна также утечка топлива. (На полет это влияет - тут с физической моделью все нормально). При новых попаданиях - взрыв. При падении - тоже взрыв, даже если самолет сбросил все горючее и оружие (такая возможность есть) и взрываться вроде бы нечему. Самое смешное, что взрыв происходит и при падении в воду.
Световых эффектов от взрывов незаметно, но вообще динамическая освещенность в игре присутствует. На землю отбрасываются тени, но, как обычно, вертикально вниз. А вот по части неба Joint Strike Fighter не конкурент Comanchе'у. Хотя миссии и происходят в разное время суток и при разной погоде, но Comanche'вского великолепия и разнообразия вы тут не найдете. Солнца нет вообще - мало того, что его не видно, так еще и небо утром или вечером одинаково розовое как на западе, так и на востоке. В облаках вы не полетаете - их тоже просто нет. В пасмурную погоду небо другого цвета, чем в ясную, вот и все. Причем подъем на 20 км. ничего не меняет.Но в целом графика весьма симпатичная, и платить за это приходится дорого. При опциях, близких к максимальным, игра заметно тормозит даже на Pentium 200.Ну и пара слов о звуке: он бедноват.
Упоминавшиеся выше глюки и недостатки все же не снижают играбельности; но, увы, ими дело не ограничивается. Что необходимо боевой машине? Скорость, маневренность, прочность. А главное? Хорошее вооружение. С ним-то и проблемы. За исключением противорадарных, в игре нет самонаводящихся ракет "воздух-земля"! Есть только куча различных бомб, которыми невозможно попасть в цель, особенно небольшую и движущуюся. Всего, кстати, каждый доступный вам самолет может нести 8 ракет и бомб - 4 в корпусе, 4 под крыльями, причем, когда вы подвешиваете что-то под крылья, ваш stealth самолет становится прекрасно виден всем вражеским радарам. Так что лишнего оружия нет, и промахи - непозволительная роскошь.

Пушка тоже не умеет наводиться на цель, как в том же Comanche. К тому же мы воюем не на вертолете, который может зависнуть на месте и спокойно прицелиться; вот и представьте себе, как можно разнести петляющую по холмам автоколонну, не имея самонаводящегося оружия и летя на скорости как минимум полтораста миль в час... Вдобавок и пилоты вашего звена вдруг начинают проявлять редкую тупость, когда им велишь атаковать такую цель. А большинство primary целей - именно наземные.
Не знаю, чем руководствовались авторы игры, вводя подобные условия, но факт остается фактом: оригинальные идеи и хорошая графика Joint Strike Fighter оказываются перечеркнуты никуда не годным вооружением. Если бы не это, игра была бы великолепна, несмотря на прочие мелкие недостатки. Но даже в нынешнем виде на нее стоит посмотреть.
содержание :: назад

Каталог сайтов
Добавить Сайт









Hosted by uCoz